четверг, 18 июля 2013 г.

Политические последствия глобализации в современном мире



«глобализация является последним этапом длительного накопления достижений научно-технического прогресса, который дал людям возможность вести свои дела по всему миру без привязки к национальности, государственной власти, времени суток или окружающей среде»
Ричард Лангхорн, профессор глобальной политики

Веками единственным значимым политическим игроком на международной арене было государство. Власти стран определяли курс как внутренней, так и внешней политики, исходя их национальных интересов (объективно значимых целей и задач национального государства).

Изменения, произошедшие в политической сфере в результате глобализационных процессов, привели к тому, что появились другие влиятельные субъекты международных отношений. Также произошла реорганизации политического пространства, которая стала возможной благодаря достижениям научно-технической революции.

И все-таки, что конкретно произошло в политической сфере вследствие глобализации?

Наиболее существенные изменения это:

- ослабление государственного суверенитета;
- появление глобального управления – сформировалась сетевая модель взаимодействия разных субъектов политики
- демократизация как наиболее популярная тенденция современного мирового политического процесса.

А теперь по порядку,

начнем с анализа того что же случилось с суверенитетом. Глобализационные процессы привели к «размыванию» государственного суверенитета - сегодня уже не только государственные власти определяют направления и особенности своей внутренней и внешней политики, и методы достижения национальных интересов. В этих процессах также участвуют международные организации (правительственные и неправительственные), транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные социальные движения и даже отдельные индивиды.

Эти акторы перебрали на себя часть полномочий, которыми традиционно обладали исключительно власти стран. Когда государство становится членом тех или иных межгосударственных организаций (напр. ООН, ЕС, НАТО, G20 и т.д.) оно добровольно передает часть своих функций другим структурам.

Примером потери странами части своих суверенитетов может стать членство в ЕС. Государства, входящие в состав этого союза, ограничены вправе устанавливать налоги и их размеры, печатать деньги, запрещать и поощрять ввоз и вывоз товаров, брать займы и т.д.

«Наибольший суверенитет в классическом виде, когда никто не может вмешиваться во внутренние дела, в современном мире имеют страны, идеологически или экономически закрытые, такие как Северная Корея, Куба, тот же Иран, Саудовская Аравия и некоторые другие» отметил доктор философских наук Леонид Гринин.

Еще одним политическим последствием глобализации является возникновения нового вида регулирования глобальных процессов. Учитывая тот факт, что глобальное государство и глобальное правительство не существуют, но в современном мире есть масса проблем, которые невозможно решить на уровне одного государства возникла сетевая модель политического управления под названием «глобальное управление».

Глобальное управление отрицает укоренившуюся иерархическую структуру с вертикальной формой управления подобной  пирамиде на вершине, которой начальство, а чем ниже уровень, тем ниже статус подчиненного. Глобальное управление это сетевое управление, для которого свойственна более гибкая структура, многоуровневая схема взаимодействия.

В эпоху глобального управления на первый план выходит транснациональная кооперация, политика основывается на коллективном поиске решений и сотрудничестве правительств и множества, не имевших еще недавно рычагов власти, акторов. Новыми влиятельными участниками политического процесса стали международные правительственные организации, ТНК и субъекты глобального гражданского общества (международных негосударственных организаций, транснациональных социальных движений и граждане).

И наконец, третье последствие глобализации – демократизация. Это понятие используется, как правило, в двух значениях. Под демократизацией мира подразумевают,  во-первых, рост числа демократических государств, во-вторых, укрепление и развитие демократических институтов и процедур в разных странах.

События происходящие в арабских странах, которые получили название «арабской весны», подтверждают написанные в 2003 году слова Роберта Даля: «демократическая идея не утратит своей привлекатель­ности для людей в недемократических странах, и, по мере того как в этих странах будут формироваться совре­менные, динамичные и более плюралистические общест­ва, их авторитарным правительствам станет все труднее противодействовать устремлениям к расширению демо­кратии».

Итак, в результате глобализации в политической сфере произошли масштабные изменения, вследствие, которых кардинально изменилась роль государства – часть функций исторически принадлежавших ему перешли к другим акторам; появилось множество влиятельных субъектов политики, которые принимают участие в новой сетевой модели «глобальное управление» и усилилась тенденция демократизации мира.

Изменения привели к необходимости поиска новых методов управления, о которых так активно говорят современные политики и чиновники, в качестве примера подходов к реформированию власти можно рассмотреть взгляды премьер-министра Великобритании Девида Кэмерона и бывшего руководителя Инициативы открытого правительства Белого Дома Бет Новек.

Поделится