В период, когда «интересы человека как
индивида начинают преобладать
над интересами человека, как гражданина государства» (Уолкер Р.Б.Дж.)
происходят коренные изменения в мировоззрении и начинает формироваться новая сфера - сфера глобального гражданского общества.
Я определяю глобальное гражданское общество как относительно автономную
сферу взаимодействия космополитов, международных негосударственных организаций
и транснациональных социальных движений, которые самоорганизовываються с целью
отстаивать собственные и коллективные интересы на глобальном уровне и
противостоять с одной стороны международным государственным организациям, а с
другой - транснациональным корпорациям.
Поскольку глобальное гражданское общество, как явление и как концепт,
привлекло внимание политологов, социологов и международников лишь в конце ХХ
ст., то пока ученые не достигли консенсуса относительно особенностей этого
феномена.
На сегодня подходы к анализу глобального гражданского общества можно
условно поделить на 4 группы.
Первая группа ученых полагает,
что, так как нет глобального государства/правительства, то и глобальное гражданское общество не существует. Так, профессор международных отношений в лондонском университете Роухемптон Мартин Шоу уверяет, что:
что, так как нет глобального государства/правительства, то и глобальное гражданское общество не существует. Так, профессор международных отношений в лондонском университете Роухемптон Мартин Шоу уверяет, что:
«связь глобального государства и глобального гражданского общества
чрезвычайно важна в том смысле, что именно глобальное государство создает
рамки, в пределах которых формируется идея глобального
гражданского общества, в то же
время она является той структурой,
против которой выступает последнее».
Такой же точки зрения придерживается О'Брайен Р. Дж.: «логика в том, что поскольку не
существует глобального государства, то нет и глобального сообщества, а значит
нет и глобального гражданского общества».
Вторая группа исследователей предлагают вообще не использовать термин
«глобальное гражданское общество», а вместо него употреблять словосочетание
«транснациональное гражданское общество».
В качестве примера можна привести точку зрения американских политологов Энн
М. Флорини и П. Дж. Симмонс. В научной работе «Третья сила: рост
транснационального гражданского общества» они отмечают, что термин «глобальное
гражданское общество» является неудачным и предлагают его заменит словосочетанием
«транснациональное гражданское общество».
Ученые аргументируют это тем, что такой термин дает возможность
одновременно акцентировать внимание как на трансграничной природе связей
субъектов глобального гражданского общества, так и на том, что довольно редко
эти связи являются действительно глобальными, в том смысле, что редко
привлекаются группы и индивиды со всего мира.
В третью группу входят теоретики утверждающе, что, по сути, глобальное
гражданское общество является фазой развития гражданского общества. В
монографии «Глобальное гражданское общество и сетевые революции» Виктор Буряк
акцентирует внимание на том, что идея глобального гражданского общества наследует содержание идеи гражданского общества, которая ей предшествовала, соответственно «предметом исследования является
гражданское общество в глобализирующемся мире».
Четвертая группа ученых апеллирует к тому,
что основным родовым признаком глобального гражданского общества является его родство с глобализацией,
именно в глобализации онтологические
корни возникновения глобального гражданского общества.
Британский политолог Х.
Анхейер, голландский философ М. Гласиус и
британский экономист М. Калдор постулируют существование социальной сферы, а
именно сферы глобального
гражданского общества, которая
находится выше и вне национального, регионального, локального
уровней общества. Эта сфера возникает в
процессе глобализации и одновременно
ее возникновения является реакцией
на глобализацию.
Углубившись в анализ глобального гражданского общества, я пришла к таким
выводам:
1. для функционирования глобального гражданского общества не
обязательно существование глобального
государства или его связь с отдельными государствами. Наличие в глобальном пространстве
глобальной экономической сферы –
транснациональны корпорации - и глобальной политической сферы – международные
межгосударственные организации, создали структурные предпосылки для существования
глобального гражданского общества.
Джозеф Стиглиц, получивший Нобелевскую премию в области экономических наук,
полагает, что «увязывание глобального гражданского общества с глобальным государством
не выглядит убедительно. Активистами
движет то, что
сегодня мы имеем систему, которую можно назвать глобальное управление(global governance) без глобального
правительства, которую составляют
определенные институты и актеры, являющиеся доминирующими» в сфере международной политики.
2. Я считаю, что термин «глобальное
гражданское общество» довольно удачным, с
точки зрения его идейных и структурных истоков. «Глобальное» не
означает, что ассоциации глобального
гражданского общества оперируют
в каждом уголке мира,
а лишь указывает на
то, что они воспринимают мир как
единое социальное пространство и
действуют в нем безотносительно к
национальным границам.
3. Глобальное гражданское общество не является аналогом или субститутом
гражданского общества на глобальном уровне.
4. Также хочу отметить,
что придерживаюсь точки зрения, согласно
с которой при исследовании
глобального гражданского общества
необходимо синтезировать как
третий так и четвертый подходы к анализу
данного феномена, которые описанны выше.
То есть, стоит исходить из того, что глобальное
гражданское общество сформировалось в ходе глобализации
и как реакция на
нее, и оно определенным образом наследует содержание
идеи гражданского общества,
и имеет некоторые общие характеристики с последним.
0 коментарии:
Отправить комментарий