Дэвид
Кэмерон действующий премьер-министр Великобритании, лидер Консервативной партии.
В данном выступлении политик подробно описывает идеи, которые необходимо
воплотить, для того чтобы улучшить положение вещей в обществе. В новую
пост-бюрократическую эпоху безденежья и долгов, власть благодаря достижениям
информационной революции перешла от правительства к народу, это в свою очередь
актуализирует необходимость введения новых механизмов и способов управления.
На данный момент лишь один вопрос в политике стоит превыше всего: Как
улучшить ситуацию без увеличения затрат? Ведь в перспективе не будет достаточно
средств для улучшения общественных услуг, и для совершенствования системы управления,
и для всего, о чем говорят политики.
Сегодня я постараюсь обосновать один простой аргумент: если мы объединим надлежащую
политическую философию и надлежащее политическое мышление с потрясающей
информационной революцией, которая имеет место, то станет очевидной невероятная
возможность преобразовать политику, правительство, общественные услуги, и
достичь большого прироста благосостояния.
Итак, начну с политической философии. Консервативная философия, в самой ее
глубине, определяется двумя факторами, которые весьма уместны в контексте данной
дискуссии.
Первый фактор: власть народу. Мы верим, что если мы делегируем людям больше
полномочий и дадим возможность больше
контролировать их жизнью, если у них будет больше выбора, если предоставить им шанс
принимать решения самостоятельно, то общество станет сильнее и лучше.
А если к тому, же объединить это с обилием информации, которая доступна в
современном мире, то можно будет, как я уже сказал, полностью перестроить
политику.
Второй фактор: понимание людей. Мы убеждены, что необходимо опираться на природу
человека. Политика и политические деятели достигнут успеха только в том случае,
если они будут принимать людей такими, какими они есть, а не такими, какими они
хотят их видеть.
Если совместить эту очень простую и очень консервативную мысль – опираться на
природу человека – с достижениями поведенческой экономики, опять же, мы сможем достичь
реального прироста в благосостоянии, в удовлетворенности жизнью, при этом, не
повышая расходы.
Почему же я считаю, что сейчас подходящее время для таких аргументов?
Боюсь, вам придется прослушать краткий курс истории о трех этапах истории:
до бюрократическом периоде, бюрократическом и современном пост-бюрократическом
периоде. Проще говоря, мы прошли путь от мира с локальным управлением, через
мир с централизованным управлением, к современному миру с народным управлением.
Локально управление, централизованное управление, теперь – народное управление.
После британской индустриальной революции внезапно стали доступны
всевозможные виды транспорта, путешествий, информации. Это создало условия для
зарождения эпохи, которую я называю, бюрократической. Внезапно появляется
большое, сильное централизованное государство. Оно, и только оно, было способно
создать систему здравоохранения, образования, охраны порядка, правосудия. Это
был мир централизованного управления.
Следующая великая эпоха, с которой мы все так хорошо знакомы, - это
масштабная информационная революция. Мы живем в пост-бюрократический период,
где становится возможной истинная власть народа. И что же это значить для
политики, общественных услуг, государственного
управления?
Информация и интернет революция отразилась в самых разных формах на
изменениях общественной жизни (поменялось то, как мы совершаем покупки,
путешествуем, ведем дела), но она все еще не затронула управление страной.
Каким же образом это может произойти?
Я считаю, что есть три основных направления, которые значительно изменят,
должны изменить, положение вещей – прозрачность, более широкий выбор,
подотчетность. Именно эти три аспекта сделают возможной реальную власть народа.
Они обеспечат воплощения первого фактора, о котором речь шла выше.
Прозрачность - на сайте одного из
штатов США, можно проследить каждый доллар, потраченный правительством [этого штата], можно проанализировать расходы. Представьте себе, какие огромные перемены
это несет. Любой бизнес, желающий принять участие в государственном тендере, может
видеть статьи текущих расходов. Для любого, кто считает, что может предоставить
какую-то услугу лучше и дешевле, вся информация доступна [на одном сайте].
Выбор – [информационная] революция практически не затронула общественные
услуги: образование, здравоохранение, охрану порядка. При помощи информации мы
должны совершить перемены в нашей стране посредством создания удобных сайтов,
на которых будет содержатся информация о здравоохранении, о том, какие операции
успешны, какие послужные у врачей, какова чистота в больницах, кто лучше всего
контролирует распространение инфекций. Вся информация, что когда-то была под
замком в Министерстве Здравоохранения, станет доступна нам всем.
И третье важное изменение - ответственность.
Вот карта преступлений в городе Чикаго. Ситуация изменилась, уже не
только полиция обладает информацией о том, где и какие преступления совершены. Внезапно
открывается огромная возможность народной власти, когда каждый гражданин может
видеть, какие правонарушения совершаются, где, когда и кем, и может сам требовать
ответственной работы полиции.
Я также упомянул о другом факторе, над которым нам надо работать – понимать
[сущность] людей, признать, что опираясь на природу
человека, можно достичь намного большего. Сегодня мы являемся свидетелями
огромной революции в понимании причин поведения людей, и у нас есть прекрасная
возможность лучше применять эти знания и этот опыт.
Позвольте мне привести один исключительно простой пример – он мне очень
нравиться. Мы хотим сделать так, чтобы люди более эффективно использовали
электроэнергию. Почему? Это снизить потребность в топливе, уменьшить счета, и
заодно выбросы углекислого газа.
Как же этого добиться? Лучший способ заставить человека сократить
расходы электроэнергии – это показать
ему его затраты, в сравнении с тем, что тратят его соседи, и с тем, сколько
расходуют экономные соседи. Такая поведенческая экономика может трансформировать поведение людей,
намного лучше, чем любые усилия приложения государством по информированию и
запугиванию.
К чему же все это сводится?
«Не спрашивай, что страна может для тебя сделать. Спроси, что ты можешь
сделать для страны».
Но в те времена, когда Кеннеди сказал это, что можно было на самом деле
сделать для своей страны, для построения более сильного, лучшего общества? Можно
было воевать за свою родину, можно было умереть за нее, можно было служить на государственной
службе. Но на самом деле, никто не обладал информацией, знаниями и
возможностями для построения более сильного общества, в том объеме в котором у
нас все это есть сегодня.
0 коментарии:
Отправить комментарий